Оцените
(1 Голосовать)

В музее представлены работы выдающихся кузнецов, чеканщиков, литейщиков, старинные изделия из чугуна, бронзы и других металлов России и Франции.
А также каслинское высокохудожественное литье. Крупнейшая в России коллекция старинных отлитых из чугуна именных печных дверок (в каждом российском доме в царские времена , да и в советское время была печь с чугунной дверкой).
Удивительная, самая старая и уникальная печная дверка с римской колесницей отлита на Демидовских металлургических заводах на Урале 300 лет назад, хранится у нас в музее. На ней аббревиатура из трех букв ДМЗ (Демидовские металлургические заводы). Именная дверка с римскими всадниками. И попавшая к нам в музей дверка из Карабихи. Ее история такова. Когда Некрасов выиграл в карты усадьбу Карабиха у ярославского губернатора, он начал реконструкию и заказал печные дверки с охотничьей тематикой. После Октябрьской революции усадьбу постигло разграбление и упадок. Сейчас после реставрации в Карабихе вы увидите только на одной печке подобную дверцу. И одну дверцу удалось спасти музею Толбухино. Она у нас в экспозиции.
Обратите внимание на прекрасное художественное литье на французских каминных часах. Такие вы, может, видели по телеку, стоят в каждой комнате Московского Кремля, в том числе, в залах, где Путин В.В. ведет прием глав государств.
И самая крупная в России коллекция секирных замков времен Ивана Грозного от различных городских ворот и дворцовых купеческих усадеб. В былые времена вору отрубали голову секирой, было выражение «секир башка», и пошло название секирный замок. Сложным огромным ключом мы даем туристам открывать и закрывать такой замок. Но посмотрите, пятимиллиметровая стальная пружина, и требуется огромная мужская сила, чтобы отвести пружину, закрыть и открыть этот замок. Сейчас это очень редкие предметы, и в крупнейших музеях вы увидите по одному или по два замка. В Ярославском Музее-заповеднике – два, в Вятском – один. Дело в том, что в нашем огромном, когда-то производственном и торговом, селе Толбухино кузнецы ковали секирные замки и вывозили на все российские ярмарки.
Местные кузнецы ковали также сохи пахать поле, серпы и косы, подковы, решетки на окна, дверные петли, тележные колеса и оси для тележных колес, гвозди, светильники и многое другое, и все это вы увидите в музее.
Когда-то более тысячи лет назад изобрели гвоздь, и в домостроении произошла революция. Дома князей, бояр, дворцы стали большими и прочными. А крестьяне по-прежнему жили под соломенной крышей в деревянных домах.
И вновь каслинское литье. Пушкин и прекрасный олень, нежной работы и очень хрупкие и изящные шкатулки для драгоценностей из чугуна и другие изделия каслинских мастеров. Упрощенные дверцы со звездой и спутником советского периода, и для узкий боярских окон-бойниц – кованые решетки и соха местного производства – царский период.
Заканчивается экспозиция кузнецов и литейщиков изящными работами мастеров ручной чеканки окладов для икон.
Вспомним неправедное иконоборчество. Иконы жгли, выбрасывали, продавали за границу. Перед вами прекрасные сохраненные оклады из серебра, бронзы и меди.
Утрачена была и самая знаменитая икона «Возложение ризы Пресвятой Богородицы», внесенная, по легенде, Петром I в Троицкий Храм во время путешествия в Архангельск. Сохранился оклад, и он у нас в музее. Бог даст, восстановим и икону, и Троицкий Храм. У нас хранится святая книга, отпечатанная при царе Алексее Михайловиче и серебряный с эмалями ковшик для меда, по легенде, самого Алексея Михайловича.